Фрагмент для ознакомления
2
1. Изменение психологии и поведения людей под влиянием условий их жизни
Социальная жизнь насыщена разнообразными изменениями. Те изменения, которые происходят сегодня в сфере экономики, политики, духовной жизни общества, сопровождаются изменениями в социальном поведении личности. Следовательно, наблюдается взаимовлияние, взаимосвязь социальной жизни и социального поведения человека, которое можно выразить такими методологическими константами:
1) взаимосвязью человека с непосредственной средой его жизнедеятельности;
2) изменением способа и форм жизнедеятельности человека под влиянием научно-технического прогресса;
3) влиянием изменений, происходящих в обществе, на человека и обратным влиянием человека на среду и технику как компонент этой среды.
Политико-экономическая ситуация, научно-технический прогресс радикальным образом меняют среду взаимодействия и общения человека, иерархию социальных ценностей и приоритетов общества и личности, формируют новый социально-психологический тип человека и новое социальное поведение индивида.
В то же время потенциал развития личности, заложенный в ней самой, в ее потребностях и способностях, особенно в тех, которые направлены на взаимодействие, самосовершенствование и самоактуализацию в социуме. В большей степени это касается именно коммуникативных способностей личности, которые обеспечивают более высокий уровень развития ее коммуникативных свойств.
Взаимодействие личности с другими (на уровне связи «Я-Ты», «Я-Мы», «Я-Они») стимулирует коммуникативные процессы, способствует формированию высокого уровня реализма, ответственности, ценностно-мировоззренческой ориентации, мудрости в социальной стратегии.
Производительность взаимовлияния повышается, если учитывать не только индивидуальные интересы, стиль мышления человека в процессе общения, но и организованность во взаимодействии, нормативное укрепление, упорядочение связей. Именно социальные нормы обеспечивают согласованность действий, регулирование поведения, социальный контроль, защиту определенных интересов, отражающих общие требования общества к поведению личности, групп в их отношениях с социальными институтами, обществом.
Поведение личности в социуме определяется и мотивируется многими факторами: особенностями развития общества, способами разрешения противоречий среды и личности, механизмами реализации социальной жизни, социальными и индивидуальными условиями жизненной ситуации, особенностями социальной инфраструктуры, традициями, обычаями и жизненными ценностями, этнопсихологическими особенностями участников взаимодействия, индивидуальными свойствами самой личности.
Что касается личности, то речь идет, прежде всего, о «Я-концепции», под которой понимают систему, совокупность представлений, суждений, убеждений индивида о самом себе. На основе этих представлений человек строит свои отношения с другими людьми, определяет тенденции поведения, дает ответы на вопросы о том, кто он есть.
«Я-концепция» - это одновременно предпосылка и следствие социальной жизни, социального взаимодействия, которое определяется социальным опытом. Цель взаимосвязи «Я-концепции» и социальной жизни заключается не столько в расширении возможностей «Я», сколько в достижении гармонии с окружающим окружением, в его поддержке. Следовательно, речь идет не о подгонке индивидуальных свойств под социальный стандарт, а о сознательной оценке человеком своих действий и поступков, принятие (или непринятие), изменение, коррекцию тех стереотипов, ценностей и норм, которые проповедует общество.
Обуславливает социальное поведение личности - ее потребности, которые человек может удовлетворить только в общении и деятельности.
Социальные потребности весьма разнообразны:
1) в деловом общении, налаживании дружеских связей с другими;
2) в проявлении независимости, автономности, значимости;
3) в профессиональном совершенствовании и проявлении собственных потенциальных-возможностей;
4) в возможности нести людям добро и счастье, в уважении к обществу и его членам; в оказании помощи другим и т.д.
Познавательные потребности реализуются через интерес, то есть эмоционально окрашенную интеллектуальную избирательность. Интерес проявляется в эмоциональном тоне, в отношении объекта (в нем сочетается эмоциональное и рациональное), обеспечивает направленность личности, способствует более широкому, глубоком и полном отражению действительности. Современность требует учета, взаимодействия и гармонизации всех типов интересов (общественных, групповых, личных) в построении правового государства. Интерес является связующим звеном между потребностями и ценностями.
Субъективные ориентации индивида как члена общества (группы) на те или иные ценности характеризующих социальную установку человека (наряду с указанным употребляются и другие термины, характеризующие данное понятие, - социальная установка, аттитюд) и выражаются в мыслях, чувствах и определенных способах поведения. Установка склоняет индивида к определенной форме реагирования, оценки, готовности к ориентации деятельности в определенном направлении в соответствии с определенными ценностями, что может способствовать удовлетворению той или иной потребности. Если учредительные ситуации повторяются, то постепенно формируются «фиксированные установки личности», которые влияют на социальную жизнь и жизненную стратегию человека.
Люди по-разному объясняют жизненные события, жизненные ситуации и свое поведение в них, а, следовательно, и неодинаково воспринимают свои успехи и неудачи. Зависит это от многих факторов: психического состояния, в котором они находятся; выполняемой работы; этнопсихологических особенностей участников взаимодействия; социокультурных установок и т.д.
Считается, что люди с чувством массового достоинства счастливее, компетентнее, результативнее, имеют высокую самоэффективность, настойчивее, лучше работают.
С внутренним локусом контроля:
1) лучше учатся;
2) могут отказаться от временных удовольствий ради достижения поставленной цели.
С внешним локусом контроля:
1) все, что с ними произошло, объясняют чьими то просчетами;
2) в состоянии депрессии, как правило, пассивные, им свойственна приобретенная беспомощность (депрессивное состояние является причиной негативного мышления, неудач);
3) с нереалистичным оптимизмом часто не принимают мер;
4) в состоянии ложного консенсуса верят в то, что с их точкой зрения совпадает мнение большинства;
5) в состоянии обманчивой неповторимости считают, что их талант и моральное поведение необычные;
6) в состоянии ложной скромности выдают себя не за тех, кем они являются на самом деле;
7) в состоянии когнитивного диссонанса чувствуют напряжение, которое появляется при осознании несовместимости двух знаний;
8) в состоянии недостаточного оправдания уменьшают диссонанс путем объяснения причин своего поведения в пользу собственного «Я», т.е. внутренней мотивацией;
9) в состоянии оправдания рассматривают свое поведение и свои действия как такие, которые управляются извне, а не мотивируются изнутри;
10) в состоянии одиночества чувствуют, что они исключены из социальной жизни, в состоянии тревоги понимают самих себя и думают о том, что подумают о них другие;
11) в состоянии самовосприятия, чувствуют неуверенность в собственных установках, отслеживают свое поведение и ситуацию как бы со стороны.
Неосознанными предпосылками социального поведения индивида являются архетипы (К. Юнг), то есть структурные элементы человеческой психики, которые кроются в коллективном бессознательном, общем для всего человечества. Они наследуются от поколения к поколению, задают смысл жизни, этапы жизнедеятельности личности, ее общую структуру и программу поведения.
2. Виды осознаваемой и подсознательной деятельности мозга
На уровне подсознания протекают следующие виды деятельности мозга.
1) Переработка ранее поступившей информации, устранение несущественной, выбор существенной и сохранение ее в памяти.
2) Восприятие подпороговых внешних раздражителей. На уровне подсознания можно выработать условные рефлексы. К со¬жалению, это, прежде всего, использовано в рекламе товаров.
3) Переработка импульсов от внутренних органов. При чрезмер-ном возрастании импульсов от внутренних органов у человека могут возникнуть неопределенные, «темные» чувства, причина которых самому субъекту непонятна до тех пор, пока их интен¬сивность не достигнет сознания.
4) На уровне подсознания протекает хорошо отработанная ав-томатизированная деятельность, а также ходьба, бег и другая при¬вычная деятельность, глубоко усвоенные нормы поведения, мо¬тивационные конфликты, вытесненные из сознания. Ресурсы со¬знания в это время освобождаются и переключаются на другую деятельность.
5) Деятельность мозга во сне, направленная на переработку днев-ной информации и запоминание ее.
6) Интуиция, связанная с процессами творче¬ства, которые не контролируются сознанием. Интуиция - источ¬ник гипотез, открытий, возможных благодаря трансформации и рекомбинации следов памяти (энграмм), о чем свидетельствует, в частности, следующее наблюдение.
Осознаваемая деятельность мозга - это наиболее сложная форма психической деятельности человека, сюда относятся следующие ее виды.
1) Все виды психической деятельности (ощущения, восприятия